Перейти к основному контенту

Как прокремлевские СМИ во Франции комментируют отравление Навального

Алексей Навальный в Москве летом 2019 года.
Алексей Навальный в Москве летом 2019 года. © AFP/Archives

Европейские лидеры делают все более жесткие заявления об отравлении главного российского оппозиционного политика. 14 сентября президент Франции Эмманюэль Макрон прямо назвал произошедшее с Алексеем Навальным «попыткой убийства» и потребовал от России безотлагательно провести расследование. На этом фоне французские RT и Sputnik широко тиражируют официальную позицию Кремля, а также заявления пророссийски настроенных политиков и «экспертов», которые сомневаются в отравлении Навального.

Реклама

RT France традиционно позиционирует себя как «нейтральное» СМИ, освещающее все точки зрения. Слоган телеканала: «Не бойтесь задавать вопросы». Однако — несмотря на нарочитую осторожность — в том, как французская редакция RT комментирует отравление Навального, четко отражается позиция Кремля.

На первый взгляд, RT France освещает отравление Алексея Навального максимально отстраненно: официальные российские реакции чередуются с официальными европейскими релизами. Но в коротких заметках кремлевского телеканала часто не хватает контекстуализации, необходимой для французского читателя. Например, RT France не упоминает о том, что Алексей Навальный многократно сидел в тюрьме в рамках административных арестов и уже становился жертвой попытки отравления в прошлом году.

3 сентября сайт RT France — без контекста — опубликовал новость о том, что президент Беларуси Александр Лукашенко проинформировал премьер-министра России Михаила Мишустина, что располагает доказательствами того, что отравление Алексея Навального является «фальсификацией». 7 сентября новость была обновлена: в тексте заметки появилось официальное опровержение Германии и Польши.

Французское издание Arrêt sur Images, специализирующееся на мониторинге и анализе медиа, обратило внимание на то, что RT ни слова не говорит о содержании «перехваченных» белорусской разведкой переговоров, а лишь приводит две противоположные точки зрения: официальный Минск утверждает, что никакого отравления не было и все это — заговор Варшавы и Берлина, Польша и Германия говорят, что доказательства сфальсифицированы. Так, уже ставший культовым разговор Ника и Майка, называющих Лукашенко «крепким орешком», прошел мимо читателей RT.

В ответ редакция RT France заявила, что цитирует исключительно «достоверные и проверенные источники». «В данном случае мы процитировали президента Беларуси, открыто обвиняющего два европейских государства в заговоре и фальсификации, что уже само по себе очень серьезно. Содержание перехваченных переговоров, на наш взгляд, вторично по отношению к обвинению, выдвинутому белорусским президентом. Наши читатели, впрочем, не глупы и способны составить собственное мнение и получить информацию в другом месте, если они этого хотят», — приводит Arrêt sur Images комментарий RT France.

4 сентября на сайте RT появился перевод колонки итальянского профессора истории международных отношений из университета ЛУИСС Гвидо Карли (Рим) и университета Урбино Игора Пеличчари под названием «Навальный, вот, что мы (не) знаем». Изначально текст был опубликован на итальянском сайте formiche.net. В нем профессор сомневается в том, что к отравлению Алексея Навального может быть причастен Кремль, напоминает, что список врагов политика в России широк, и восхищается «эффективностью» омских врачей.

Публикация колонки Пеличчари стала отдельным новостным поводом для ряда русскоязычных прокремлевских СМИ: в частности для «Царьграда» (Что на самом деле спасло Навального от смерти? Правду о врачах раскрыл итальянский профессор), Газеты.ру (Итальянский профессор констатировал эффективность омских врачей в ситуации с Навальным), «Взгляда» (Итальянские СМИ отметили профессионализм лечивших Навального омских врачей), а также англоязычных редакций RT и Sputnik.

Французский Sputnik, «эксперт» ООН и пророссийские политики

Французская редакция Sputnik всегда позволяет себе более оценочные комментарии и одиозных спикеров, чем их коллеги из RT. В случае с отравлением российского оппозиционного политика эта позиция также прослеживается. 

Так, Sputnik делает отдельные новостные заметки из реакций немецких политиков из симпатизирующих Москве партий «Альтернатива для Германии» и Die Linke. «Немецкий депутат счел абсурдными обвинения в отравлении Навального»: под таким заголовком французский Sputnik публикует заявление депутата бундестага Армина-Паулюса Хампеля от АдГ, сделанное 11 сентября.

«Российское правительство настолько глупо, что, будучи причастным к якобы попытке убийства, позволило ему вылететь в Германию вместо того, чтобы спрятать его где-нибудь в русских лесах? Это абсурд», — заявил депутат, известный своими пророссийскими высказываниями.

Sputnik также сделал интервью с Андреа Котараком, бывшим региональным советником от крайне левой партии «Непокорная Франция», в 2019 году примкнувшим к крайне правой партии Марин Ле Пен. Котарак, побывавший в ДНР и в Крыму, также заявил, что не верит в версию об отравлении Алексея Навального. По его словам, это не выгодно Владимиру Путину. Кроме того, эта ситуация происходит «в очень особенном» геополитическом контексте завершения строительства газопровода «Северный поток-2», за отказ от которого выступает Вашингтон. 

Особенно интересна публикация на французском сайте Sputnik интервью с Игорем Никулиным под названием: «Бывший эксперт ООН о деле Навального: Берлин дождался того, чтобы никаких доказательств не осталось». Игоря Никулина издание представляет как бывшего члена комиссии ООН по химическому и биологическому оружию и микробиолога. В интервью «эксперт» утверждает, что немецкие специалисты затянули с результатами анализов Навального с целью скрыть правду.

Как еще несколько лет назад писал The Insider, Никулин не имеет никакого отношения к ООН, а занимает пост старшего преподавателя в МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Его регулярно приглашает в качестве эксперта Первый канал. 8 февраля в эфире программы «Большая игра» он утверждал, что в британской государственной биохимической лаборатории Портон-Даун уже есть вакцина от коронавируса. The Insider называет Никулина «узким специалистом по разоблачению американских разработок биологического оружия». «Он связывал американские лаборатории с распространением африканской чумы свиней, со вспышками кори в Украине и Грузии и южноамериканским вирусом Зика, а также обвинил американцев в умышленном заражении раком Уго Чавеса в здании штаб-квартиры ООН», — перечисляет издание.

15 сентября после того, как Навальный опубликовал в своем инстаграме первую после отравления фотографию, Никулин дал интервью «Комсомольской правде», в котором поставил политику диагноз прямо по фотографии. «Так, все-таки, может, отравления никакого не было? Если его не было — то пациент выглядит вполне нормально. Если же оно случилось, то факт, что он не просто пришел в себя, но и неплохо выглядит — это как раз не вполне нормально»: этот «экспертный» комментарий стал инфоповодом для отдельной новости агентства РИА Новости (входит в МИА «Россия сегодня», частью которого являются также Sputnik и RT).

РассылкаПолучайте новости в реальном времени с помощью уведомлений RFI

Скачайте приложение RFI и следите за международными новостями

Страница не найдена

Запрошенный вами контент более не доступен или не существует.