«Радио Свобода» обжаловало в ЕСПЧ действия российских властей после многомиллионных штрафов

"Радио Свобода"  — одно из девяти американских СМИ , которые в 2017 году российские власти назвали "иностранными агентами".
"Радио Свобода" — одно из девяти американских СМИ , которые в 2017 году российские власти назвали "иностранными агентами". AFP/File

«Радио Свобода» обжаловало в Европейском суде по правам человека действия российских властей, наложивших на издание десятки штрафов в рамках спорного закона «об иностранных агентах». Из-за давления на радиостанцию некоторые сотрудники «Свободы» могут уехать из московского офиса —впервые за 30 лет его работы.

Реклама

16 апреля ООО «РСЕ/РС» (юридическое лицо, представляющее в России медиакорпорацию Радио Свободная Европа/Радио Свобода, американского общественного вещателя) объявило о подаче ходатайства в ЕСПЧ о принятии обеспечительных мер по наложению моратория на исполнение судебных решений по административным протоколам в отношении радиостанции.  

Общая сумма штрафов, наложенных по сотням протоколов Роскомнадзора в отношении радиостанции и ее генерального директора Андрея Шарого, составила 70 млн рублей.

В обращении в ЕСПЧ медиахолдинг заявляет, что своими действиями российские власти нарушают права на свободу слова и выражения, предусмотренные Европейской конвенцией по правам человека. Издание добавляет, что в случае, если суд не вмешается, «Свобода» может понести «невосполнимый ущерб». «Преследование Радио Свобода и других проектов корпорации РСЕ/РС может негативно сказаться на судьбе других независимых СМИ в России, развязав Кремлю руки в их отношении», — пишет редакция на своем сайте.

Согласно регламенту ЕСПЧ, срочные обеспечительные меры, обязательные для государства, которого они касаются, могут быть приняты в экстренных случаях, не дожидаясь рассмотрения дела по существу. 

«Мы не позволим Роскомнадзору и Кремлю принимать вместо нас решения о том, каким образом обращаться к аудитории в России. Мы надеемся, что Европейский суд по правам человека признает действия российских властей именно тем, чем они являются — попыткой подавить свободу слова и право народа России на доступ к информации; опасным прецедентом, имеющим место в то время, когда независимые СМИ находятся под угрозой по всему миру», — сказал президент корпорации Джейми Флай в связи с подачей ходатайства.

В 2017 году минюст РФ признал «Радио Свобода» иностранным агентом. Решение было принято после того, как власти США потребовали зарегистрировать телеканал Russia Today, финансируемый государством, как иностранного агента. Российские власти объяснили меры, принятые в отношении «Радио Свобода» и «Голоса Америки», зеркальным ответом.

В России квалификация СМИ в качестве «иностранного агента» предполагает выполнение ряда требований, среди которых регистрация юрлица и маркировка всех материалов фразой крупным шрифтом о том, что его создал или распространяет юрлицо-иностранный агент.

Первое требование — о регистрации юрлица — руководство «Свободы» выполнило, но маркировать свои материалы отказалось. В интервью New York Times главред издания Дейзи Синделар объяснила отказ тем, что выполнение всех требований ведомства повлечет «катастрофические последствия для нашей способности конструктивно взаимодействовать с аудиторией».

С 12 января по 15 апреля Роскомнадзор составил в отношении организации  390 протоколов, а сумму штрафов огласил 7 апреля — и обязал медиа выплатить их часть — 5,5 млн рублей — в течение 60 дней, так как судебные решения по ним уже вступили в силу. Ведомство намеревается составить еще 130 протоколов и удвоить сумму штрафов по каждому из них. Ни одну из апелляций, поданных руководством издания в России, суд не удовлетворил.

«Мы усматриваем в действиях российских властей нарушения Конституции, закона о СМИ, ограничение наших конкурентных прав на рынке СМИ, избыточное применение санкций. Нас множественно —  390 раз —  штрафуют за то, что является одним нарушением», —  сказал директор Русской службы «Радио Свобода» Андрей Шарый Русской службе Би-би-си.

Ранее, 14 апреля, в СМИ появилась информация об уходе издания из России. Журналисты медиа рассказали, что руководство «Радио Свобода» и «Настоящего времени» (совместного проекта «Свободы» и «Голоса Америки») предложило сотрудникам своего московского бюро уехать из России. Девять журналистов сказали Русской службе Би-би-си, что некоторым их коллегам предложили релокацию — в Прагу и в Украину. Несмотря на это, само бюро закрываться не собирается, а сотрудники смогут сами решить, уезжать или нет. Отъезд редакции — или ее части— из России может стать первым случаем за всю 30-летнюю историю работы московского бюро.

«Юридически переезд не изменит ничего. При этом появится новый риск: для журналистов будет сложно вернуться в Россию, если их самих признают иноагентами — над ними будет висеть риск привлечения к административной, а потом и к уголовной ответственности», —  считает юрист и директор Центра защиты прав СМИ (признан в России иностранным агентом) Галина Арапова.

По ее мнению, юридическое лицо ООО «РСЕ/РС» нельзя штрафовать за неисполнение требований к иноагентам, так как оно было создано исключительно для предоставления отчетов в Минюст. Тем не менее, если издание продолжит публиковать материалы о России из-за границы, их все равно смогут привлекать к ответственности, даже заочно.

РассылкаПолучайте новости в реальном времени с помощью уведомлений RFI

Скачайте приложение RFI и следите за международными новостями