Тбилисский суд конфисковал оппозиционное телевидение

Судья тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе удовлетворил иск одного из прежних владельцев оппозиционной телекомпании «Рустави-2», провластного бизнесмена Кибара Халваши и восстановил его в правах владельца телеканала, принадлежавшего до последнего времени друзьям Михаила Саакашвили.Таким образом противостояние между властью и оппозицией переходит на новый уровень: однопартийцы Саакашвили призывают бывших силовиков защитить телекомпанию от посягательств правительства.

Реклама

Неделя в Грузии - Тбилисский суд конфисковал оппозиционное телевидение

Судья Тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе объявил утратившими силу все документы о продаже «Рустави-2» бизнесменом Кибаром Халваши. Суд согласился с доводами истца о том, что в 2006 году тогдашний президент Михаил Саакашвили, используя угрозы и давление, якобы заставил его продать контрольный пакет акций телекомпании.

Кибар Халваши считается бизнесменом, близким к основателю правящей коалиции «Грузинская мечта» Бидзине Иванишвили. Миллиардер Иванишвили, будучи премьером страны, неоднократно заявлял, что его главная цель — восстановить справедливость и вернуть бизнесменам имущество, отнятое прежними властями.

При этом Иванишвили часто называл «Рустави-2» «рупором Михаила Саакашвили и его партии», утверждая, что телеканал хотя и оформлен на имя близких друзей экс-президента, — братьев Караманишвили, — на самом деле принадлежит лично Саакашвили, а журналисты телеканала «выполняют задания экс-президента».

«Рустави-2» действительно часто предоставляла эфир лидерам оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД), а в последнее время превратилась в настоящую «головную боль» для властей — с учётом приближения парламентских выборов 2016 года. Поэтому судебная тяжба вокруг телекомпании по определению не могла не получить политическую окраску.

На минувшей неделе в интернете появилась запись телефонного разговора губернатора Одесской области Михаила Саакашвили с одним из лидеров ЕНД Нугзаром Циклаури. В ходе диалога стороны обсудили возможность привлечения к охране «Рустави-2» десятков бывших бойцов частей спецназначения.

Охрана здания телеканала поручена бывшему начальнику личной охраны президента Тимуру Джанашия. Во дворе телекомпании всё готово для длительной осады: в том числе палатки. Вокруг здания постоянно дежурят десятки людей, а несколько тысяч человек готовы в любой момент встать на защиту телеканала.

Но пока исполнение судебного решения отложено: менеджмент «Рустави-2» успел оспорить в Конституционном суде положение закона о немедленном исполнении решений судов первой инстанции. То есть, Кибару Халваши ещё предстоит доказать свою правоту в аппеляционном суде и верховном суде Грузии.

Тележурналист Шалва Рамишвили, считающийся давним оппонентом экс-президента Саакашвили и отсидевший несколько лет по сфабрикованному (по мнению некоторых правозащитников) обвинению в вымогательстве, рассказал RFI, что если кассационные жалобы не будут удовлетворены, это придаст вердикту о возвращении телекомпании прежнему владельцу ещё большую легитимность. «Моё субъективное мнение: „Рустави-2“ сегодня, по сути, принадлежит Михаилу Саакашвили, — добавил Раминишвили. — Эту телекомпанию в своё время отняли у владельцев. Но окончательное решение, конечно, должен принять суд».

Реформаторское телевидение

Телекомпания «Рустави-2», основанная в 1994 году группой молодых людей, сыграла важнейшую роль в трансформации и модернизации Грузии.
«Рустави-2» стала примером того, как телевидение может изменить общество. Неудивительно, что телекомпания всегда была близка к Михаилу Саакашвили и его «команде молодых реформаторов». Многие в Грузии убеждены: если «Рустави-2» отдалится от этой команды, она потеряет своё лицо и больше не сможет выполнять прежние «социальные функции» по продвижению европейских ценностей.
Не говоря уже о том, что телеканал перестанет быть оппозиционным.
О феномене «Рустави-2» с RFI беседует теолог, лауреат государственной премии Италии, профессор Нодар Ладария.

RFI:

Господин Ладария, можно ли говорить о «феномене «Рустави-2», её влиянии на культуру страны, в свете той роли, которую эта телекомпания сыграла не только в «Революции роз» 2003 года, но и в становлении нового стиля (в широком смысле), и, в целом, новой эпохи в истории Грузии?

Нодар Ладария:

«Рустави-2» с самого начала было «телевидением молодых людей». Это было телевидение людей свободных. Они были свободны в смысле экономическом, а также в смысле политическом.

Общая политическая картина в Грузии времён президента Шеварднадзе представляла собой продолжение позднего Советского Союза. А «Рустави-2» всегда равнялась на лучшие западные образцы.

Сейчас телеканал переживает период определённого упадка. У этого процесса, конечно, тоже есть свои объективные причины. Но я всё-таки думаю, что если всё будет в порядке в политическом смысле, то эти ребята смогут, в конце концов, вернуться к былому уровню. И снова встать в авангарде общества.

RFI:

Вы согласны с мнением, что в стиле и феномене «Рустави-2» в своё время проявилось «движение исторических сил», которые смогли в какой-то степени модернизировать Грузию, считавшуюся патриархальной страной?

Нодар Ладария:

Вспоминается, в первую очередь, 2003 год, когда телекомпания стояла, по мнению многих, во главе «Революции роз». Но я всё-таки не склонен переоценивать роль средств массовой информации. Единственное, что можно сказать с уверенностью: даже люди, настроенные против этих ценностей, против «Рустави-2», в основном только этот канал и смотрят.

RFI:

Если Кибар Халваши завладеет телекомпанией «Рустави-2», она уже не сможет выполнять прежнюю роль?

Нодар Ладария:

Я в этом совершенно уверен: её постигнет участь российской телекомпании НТВ. Что касается журналистов, которые окажутся не у дел после такой «реформы», не уверен, что они сумеют, даже при наличии денег, «поднять» новый телеканал и построить в Грузии нечто подобное российскому «Дождю».

РассылкаПолучайте новости в реальном времени с помощью уведомлений RFI

Скачайте приложение RFI и следите за международными новостями